Закусочная на колесах франшиза. Бизнес-план передвижной закусочной. Что нужно для открытия бизнеса на колесах

Ресторан на колёсах или передвижное кафе - относительно новая для российских условий . Заведения этого типа постепенно занимают свою определённую нишу среди ресторанов и кафе и становятся популярными у населения. В предложенном материале подробно изложены все нюансы открытия подобной закусочной.

Особенности открытия бизнеса

У ресторана на колёсах есть свои специфические особенности, которые необходимо учитывать как при планировании предприятия, так и в процессе хозяйственной деятельности. При правильной расстановке хозяйственных акцентов он может приносить неплохую прибыль и представлять серьёзную конкуренцию для стационарных заведений общественного питания.

Среди основных задач, которые возникают при открытии ресторана на колёсах, условно можно выделить несколько важных моментов, что подробно освещены ниже.

Состав посетителей

Уже на стадии проектирования такого специфического бизнеса, как мобильный ресторан, необходимо чётко представлять, кто будет его посетителями. В зависимости от ориентирования на определённые категории клиентов выстраивается концепция будущей деятельности передвижной закусочной.


При оформлении ресторана необходимо учитывать, кто будет его посетителями

Если рассчитывать на молодых людей, студентов и школьников старших классов, то нужно, к примеру, предусмотреть демократичные цены, молодёжную современную кухню с множеством бодрящих тонизирующих напитков. Целесообразно оформить в соответствии с молодёжными вкусами ― с модной музыкой, молодёжными развлекательными программами по телевизору.

Если же ресторан ориентирован на туристов, как это предпочитают делать в западноевропейских странах, необходимо иметь более изысканную и высококалорийную кухню, а также предусмотреть наличие гида, рассказывающего о достопримечательностях, мимо которых проезжает кафе на колёсах.

Маршруты передвижения

Кафе на колёсах являются одним из важнейших факторов успешности такого рода бизнеса. Поэтому схемы передвижения по крупному городу, на природу или по какому-либо туристическому маршруту необходимо очень тщательно проработать.

Туристические маршруты зависят от тематики, продолжительности, времени года и других факторов. Необходимо учитывать , состояние дорог, возможности остановок. Целесообразно предусмотреть осмотр исторических достопримечательностей, проезд мимо красивых природных ландшафтов, выезд в живописное место для проведения корпоративов и так далее.

Кухня

Не менее важным вопросом при обслуживании клиентов в мобильных ресторанах или кафе на колёсах является состав меню.

Когда основными посетителями передвижного заведения являются молодые люди, то рекомендуется исключать из кухни крепкие алкогольные напитки. В основном меню лучше ориентироваться на блюда, которые не разливаются при тряске или поворотах и легко разогреваются без потери вкусовых качеств. Для передвижного питания лучше всего подходят горячие выпечки, бутерброды, различные кондитерские изделия.

При этом необходимо сделать так, чтобы в меню постоянно присутствовало какое-нибудь фирменное блюдо, которое подавалось только в этом заведении и было бы визитной карточкой ресторана.

Передвижной ресторан работает более успешно, если имеет дополнительную собственную стационарную кухню. Чаще всего передвижные кафе являются дополнительной торговой точкой для уже существующих ресторанов. Этот вариант позволяет приготовить наиболее подходящие к специфике блюда. Кроме того, на стационарной кухне можно быстро приготовить большое количество блюд для большой вечеринки.

В случае отсутствия классического заведения с оборудованной кухней, рекомендуется иметь постоянного поставщика, который бы обеспечивал подвижный ресторан вкусной пищей в нужных количествах.

Кроме специального рациона блюд, необходимо иметь в виду, что посуда для передвижного ресторана должна быть небьющейся. Лучше всего подходит одноразовая посуда. Удобно, когда она имеет специальные крышки, препятствующие проливанию.

Оборудование

Основной для передвижного ресторана является транспортное средство, на котором устанавливается . Для этого необходимо перестроить автобус. Имеется, конечно, более экзотический вариант, который заключается в покупке франшизы. Например, у известной западной фирмы TheBus. Но этот вариант окажется ловушкой, когда выйдет из строя какая-либо деталь фирменного двухэтажного автобуса или закончится срок франшизы, а продать автобус будет невозможно.

Поэтому лучшим выбором будет переоборудование какого-либо отечественного автобуса.

Для этого необходимо смонтировать в транспортном средстве кондиционер с преобразователем напряжения на 220 вольт, а также холодильник и кофеварку. Не помешает покрытие кузова автобуса специальным звукоизолирующим покрытием. Кроме этого, нельзя обойтись без качественной аудиосистемы с достаточно мощными усилителями звука и, конечно, без широкоэкранного телевизора. Не забудьте установить и удобные столики.

Персонал

Команда ресторана на колёсах обычно состоит из трёх ― четырёх человек. Она включает администратора, бармена, официанта и водителя. Администратор может совмещать свои обязанности с работой бармена, а идеальный администратор одновременно должен обладать знаниями хорошего экскурсовода и навыками тамады. Особое внимание при подборе персонала необходимо обратить на кандидатуру водителя, который, кроме профессиональных навыков, должен отлично знать план города и его окрестностей.

Финансовые затраты

Неразрывными составными частями финансовой стороны мобильного ресторанного бизнеса являются:

  • первоначальные затраты;
  • текущие затраты;
  • планируемые доходы.

Первоначальные затраты включают стоимость автобуса, стоимость оборудования и расходы по созданию необходимого экстерьера и интерьера. Примерные затраты на мобильный ресторан составляют около 3 млн рублей, куда включается стоимость автобуса - 2,8 млн рублей, стоимость установки оборудования - 120 тыс. рублей, дизайн интерьера помещения - 100 тыс. рублей.

Текущие расходы состоят из стоимости топлива, технического обслуживания автобуса и оборудования, а также зарплаты персонала. Если принять величину ежедневного среднего пробега ресторана на колёсах в 100 км, расход бензина в 30 литров на 100 км при стоимости 35 рублей за литр, то стоимость топлива в месяц составит около 31,5 тыс. руб.

Исходя из отечественного опыта подобного бизнеса, ежемесячные расходы на техническое обслуживание ресторана на колёсах составляют приблизительно 15 тыс. рублей, а расходы на зарплату - 60 тыс. рублей.

Таким образом, можно принять сумму общих ежемесячных расходов в размере 100–110 тыс. рублей.

Вышеуказанные расходы по созданию и ведению ресторанного бизнеса на колёсах окупятся в течение двух лет, если в течение этого срока закусочная будет давать не менее 125–150 тыс. рублей чистого дохода. Расчёты показывают, что такая прибыль вполне достижима. Для этого необходимо, чтобы кафе обслуживало не менее 120 посетителей ежедневно, а средний чек при наценке 50% составлял приблизительно 100 рублей.


Ресторан выйдет на самоокупаемость при соблюдении среднего чека и количества посетителей

Несмотря на кажущуюся экзотичность, мобильный ресторан - вполне рентабельный бизнес. А с учётом того, что подобная форма предпринимательства в России ещё не сильно распространена - у любого предпринимателя есть шанс занять свободную нишу.

Если у вас есть собственный опыт открытия ресторана на колёсах, вы можете рассказать о нём в комментариях к этой статье.

* В расчетах используются средние данные по России

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Цель проекта – организация уличного фаст-фуда в формате «закусочная на колесах». Торговая марка – «Вагон-ресторан». Предполагается приобретение и оборудование под закусочную автофургона. Место расположения проекта – город Санкт-Петербург. Факторами успеха проекта являются:

    рост сегмента уличного фаст-фуда за счет других форматов общественного питания

    круглогодичный спрос

    высокая емкость рынка за счет особенностей города: туристический поток, большое количество студентов

    гибкость формата: возможна быстрая смена дислокации в течение дня с целью наибольшего охвата целевой аудитории

Основные показатели эффективности проекта приведены в Табл. 1.

Таблица 1. Основные показатели эффективности проекта

2. ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ И ОТРАСЛИ

Рынок общественного питания можно сегментировать следующим образом (по сужению ниши):

    общественное питание в целом (кафе, рестораны, столовые, фаст-фуд);

    фаст-фуд (кафе, стационарные и нестационарные точки продаж);

    уличный фаст-фуд.

В целом, на сегодняшний день, отрасль общественного питания в России находится в достаточно сложном состоянии: по оценкам экспертов, с рынка в 2015 году ушло до 30% крупных игроков. Это связано, в первую очередь, с тяжелой экономической ситуацией и падением платежеспособности населения. Посещаемость кафе и ресторанов снизилась примерно на 30%. Кроме того, негативное влияние на отрасль оказывает рост цен на продукты питания, связанный с западными санкциями и ограничением импорта; отечественные производители не справляются с ростом объемов потребления. Согласно данным Росстата, оборот в сфере общественного питания снизился на 6% в 2015 году. Однако, спад приходится, в первую очередь, на традиционные кафе и рестораны высокого ценового сегмента. На фоне общего падения спроса, некоторые регионы и сегменты рынка общественного питания испытывают подъем. Из регионов эксперты выделяют Тульскую и Воронежскую области, а также республики Мордовию и Хакасию. Что касается сегментов, то даже в кризисных условиях растут фаст-фуд (+10% в 2015 году) и доставка пиццы (+6%).

Из наиболее заметных трендов можно выделить следующие:

    ориентация в закупках продуктов питания на отечественных поставщиков;

    отказ от необоснованно дорогих («статусных») заведений в пользу более демократичных, но с хорошей кухней;

    распространение моноспециализации (например, на мясном гриле, стейках или бургерах)

    возрождение интереса к русской кухне или кухне отдельных регионов России;

    увеличение доли вегетарианских блюд в меню большинства заведений.

Сегмент уличного фаст-фуда целесообразно рассматривать не уровне географического региона сбыта. На сегодняшний день преобладают стационарные павильоны с уличной едой: пирожки и прочая выпечка, блины с начинками, шаурма, хот-доги. Шаурма, оценочно, занимает первое место по спросу среди всех видов уличного фаст-фуда. Тем не менее, есть и сдерживающие факторы роста спроса: многие потенциальные потребители опасаются приобретать данный вид продуктов по причине неуверенности в происхождении и качестве исходных ингредиентов, а также из-за потенциального отсутствия надлежащих санитарных условий в павильонах при приготовлении продукта.

Проектом предполагается приобретение и оборудование специализированного автофургона (фудтрака), определение наиболее интересных точек сбыта, между которыми фудтрак может перемещаться в течение суток, получение разрешения от Администрации города. Основа меню «Вагон-ресторана» - бургеры. Ценовой сегмент – «средний» и «средний+». К основным конкурентным преимуществам проекта можно отнести:

    использование качественных ингредиентов для приготовления бургеров

    высокое качество продукции

    высокая скорость обслуживания

    вежливость и опрятный вид персонала

    привлекательный внешний вид фудтрака и оригинальный дизайн, привлекающий внимание

Фудтрак приобретается новым, на базе фургона китайского производства, что позволяет сократить объем инвестиционных затрат (по сравнению с фургонами европейских марок); его оборудование, разработка технологической карты и меню на основании пожеланий инициатора проекта, осуществляется специализированной компанией.

Профессиональный набор для создания идей бизнеса

Трендовый продукт 2019..

Предполагается дислокация в трех основных точках и одной дополнительной по сезону (белые ночи); время присутствия указано справочно и может изменятся в соответствии с конъюнктурой спроса:

    Район Исаакиевского собора (09.00 – 14.00)

    Невский проспект, район Спаса-на-Крови (14.00 – 19.00)

    Район Мариинского театра (19.00 – 23.00)

    Район Дворцового моста (23.00 – 02.00, в сезон белых ночей)

Таблица 2. Инвестиционные затраты по проекту

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Оборудование

Автофургон

Оборудование

Нематериальные активы

Брендирование фудтрака

Оборотные средства

Оборотные средства

Закупка сырья

Итого:

2 100 646 ₽

Собственные средства:

1 200 000,00 ₽

Требуемые заемные средства:

900 646 ₽

Ставка:

18,00%

Срок, мес.:

3. ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Проект предоставляет услуги общественного питания населению и гостям города Санкт-Петербург. Основу меню составляют бургеры, в дополнение к ним предлагаются картофель-фри и напитки. Все ингредиенты, используемые при приготовлении продукции, натуральные и свежие, закупаются у местных поставщиков. К ингредиентам предъявляются жесткие требования по качеству, в обязательном порядке требуется предоставление сертификатов и разрешений поставщиком.

Номенклатура и описание продукции приведены в Табл. 3. Цены реализации приведены в Табл. 4.

Таблица 3. Номенклатура и описание продукции проекта

Наименование

Описание

Лысый орел

Классический американский бургер на ржаной булке, с говяжьей котлетой, картофелем и овощами

Престарелый лысый орел

Увеличенный в 1,5 раза «Лысый орел»

Корова в капкане

Бургер с говяжьей котлетой и овощами под двумя слоями сыра

Свинка на травке

Бургер на пшеничной булке с беконом, овощами, моццареллой и травами

Кавказский Арёл

Бургер на гречишной булке с бараньей котлетой-гриль, под острым соусом с кавказскими травами, овощами и адыгейским сыром

Свинка на печке

Бургер со свиной котлетой-гриль на ржаной булке с пряным соусом, сыром чеддар

Мама-свинка

Бургер со свиной котлетой на пшеничной булке с классическим соусом, с добавлением бекона, овощей, картофеля и сыра

Испуганный лосось

Бургер на пшеничной кунжутной булке с рыбной котлетой, с овощами, белым соусом и травами

Картофель фри «Бацька»

Малый картофель-фри

Картофель-фри «Его Картофейшество»

Средний картофель-фри

Картофель-фри «Александр Бульбарожденный»

Большой картофель-фри

Кофе натуральный

Натуральный кофе на выбор: капучино, американо, по-венски

Чай натуральный

Натуральный чай на выбор: черный, зеленый, улун, пуэр

Сезонные напитки

Напитки по сезону: холодный чай и кофе, мохито б/а, грог б/а, глинтвейн б/а

Газированные напитки

Сильногазированные прохладительные безалкогольные напитки

Таблица 4. Переменные затраты и цены реализации

ТОВАР/УСЛУГА

ЗАТРАТЫ НА ЕД., руб.

ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА, %

СТОИМОСТЬ ЕДИНИЦЫ, руб .

Лысый орел

Престарелый лысый орел

Корова в капкане

Свинка на травке

Кавказский Арёл

Свинка на печке

Мама-свинка

Испуганный лосось

Картофель-фри "Бацька"

Кофе натуральный

Чай натуральный

Сезонные напитки

Газированные напитки

Все бургеры подаются в картонных коробках, произведенных на заказ в соответствии со стандартами бренда «Вагон-ресторан». Напитки подаются в картонных теплоизолированных стаканах.

Напитки также исключительно из натуральных ингредиентов: натуральный чай (заваривается во френч-прессе), натуральный кофе (заваривается в профессиональной кофе-машине). Сезонные напитки – безалкогольные, на основе чая и кофе.

4. ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Целевая аудитория проекта – мужчины и женщины в возрасте от 15 до 40 лет с доходом среднего уровня и выше; ведущие активный образ жизни, проводящие много времени вне дома; туристы и студенты.

Точки продаж (см. Раздел 2) выбраны с учетом максимального трафика в определенное время суток. Фудтрак передвигается по городу с целью максимального охвата целевой аудитории.

Для продвижения бренда используются социальные сети: vk.com, Twitter и Instagram. SMM ведет сам инициатор проекта. Публикуются фотографии бургеров с привлекательными описаниями, рецепты бургеров и закусок для домашнего приготовления, фотографии довольных покупателей с продукцией «Вагон-ресторан» (с их согласия), новости города из непосредственного окружения фудтрака и прочая информация. Используется платное продвижение отдельных постов. Рекламный бюджет – 3 000 рублей в месяц.

Плановый объем продаж приведен в Табл. 5.

Таблица 5. Плановый объем продаж

ТОВАР/УСЛУГА

СРЕДНИЙ ПЛАНОВЫЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ, ед./мес.

ЦЕНА ЗА ЕД., руб.

ВЫРУЧКА, руб.

ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ, руб.

Лысый орел

Престарелый лысый орел

Корова в капкане

Свинка на травке

Кавказский Арёл

Свинка на печке

Мама-свинка

Испуганный лосось

Картофель-фри "Бацька"

Картофель-фри "Его Картофейшество"

Картофель-фри "Александр Бульбарожденный"

Кофе натуральный

Чай натуральный

Сезонные напитки

Газированные напитки

Итого:

558 420

176 300

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Основным производственным активом является фудтрак – автомобильный фургон, оснащенный оборудованием для приготовления бургеров, горячих напитков и картофеля-фри. За базу берется новый фургон марки BAW как наиболее доступный по стоимости. Кухонное оборудование – европейских производителей высокого качества. Фудтрак в соответствии с требованиями надзорных органов оснащен проточным водопроводом, канализацией, средствами пожаротушения.

Оснащение фудтрака осуществляет специализированная компания, предлагающая услуги по организации заведений общественного питания «под ключ»: приобретение автомобиля, разработка рекламного оформления, разработка меню, подбор поставщиков, монтаж инженерных сетей и оборудования. Полная стоимость фудтрака с комплексом услуг по оснащению – 2 045 646 рублей. Срок подготовки – 45 календарных дней. В этот же период осуществляется подбор и обучение персонала.

Складирование и хранение ингредиентов осуществляется в холодильном шкафу фудтрака в соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Объем шкафа позволяет хранить запас продуктов на два-три дня. Ингредиенты закупаются у трех поставщиков, расположенных в Санкт-Петербурге, самовывозом.

Технологические карты также предоставляются поставщиком фудтрака. Приготовление продукции осуществляется в точном соответствии с ними.

Один раз в три дня осуществляется слив жидких отходов производства и легкая чистка емкости их хранения. Чистка производится силами работников проекта.

План производства приведен в Прил. 1 к настоящему бизнес-плану.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Процесс реализации проекта можно разбить на две основные фазы: фазу подготовки и рабочую фазу. В ходе подготовки производится приобретение и оснащение фудтрака, подбор и обучение персонала, регистрация бизнеса и получение разрешений. Подготовительный этап длится 45 календарных дней.

В ходе рабочей фазы непосредственно осуществляется операционная деятельность – торговля в согласованных с Администрацией города местах, а также продвижение в социальных сетях.

Все административно-управленческие функции выполняются инициатором проекта. Для этого он имеет необходимые навыки и знания в сфере предпринимательства, имеет опыт работы в сфере общественного питания. Кроме того, инициатор проекта работает на фудтраке и выполняет функции маркетолога (занимается продвижением). Бухгалтерия передана на аутсорсинг.

Готовые идеи для вашего бизнеса

К работникам предъявляются следующие требования: опыт работы в сфере общественного питания от 1 года, наличие медицинской книжки. График работы сменный, 2/2. Штатное расписание и фонд оплаты труда приведены в Табл. 6.

Таблица 6. Штатное расписание и фонд оплаты труда

Должность

Оклад, руб.

Кол-во, чел.

ФОТ, руб.

Административный

Бухгалтер

Производственный

Оператор фудтрака (повар)

Итого:

62 500,00 ₽

Социальные отчисления:

18 750,00 ₽

Итого с отчислениями:

81 250,00 ₽

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Финансовый план составлен на пятилетнюю перспективу и учитывает все доходы и затраты проекта (Прил. 2). Также учтен фактор сезонности.

Инвестиционные затраты составляют 2 100 646 руб., из которых основная часть приходится на приобретение фудтрака (Табл. 2). Собственные средства предпринимателя – 1,2 млн. руб. Недостаток средств планируется покрыть с помощью банковского кредита сроком на 3 года со ставкой 18% годовых. Погашение кредита осуществляется аннуитетными платежами, кредитные каникулы – 3 месяца.

Сегодня весьма распространен так называемый фаст фуд на колесах. Сейчас имеется немало франшиз, которые позволят вам осуществлять такого рода деятельность на очень выгодных условиях.

Для того чтобы начать заниматься этим бизнесом, вам не понадобится относительно много денег и усилий по меркам современного бизнеса. Что касается первоначальных инвестиций, то это порядка 1,9 млн. руб.

В эту сумму входит паушальный платеж, а также все приспособления, автомобиль, комплектующие и многое другое. На сотрудниках вы можете особенно не тратиться.

Одного рабочего вполне хватит. Ежемесячная плата за аренду здесь отсутствует. При таком раскладе период окупаемости составит 4-5 месяцев, что очень хорошо.

Особенности франшизы

Конечно же, если вы хотите зарабатывать деньги, то с данной франшизой у вас это получится.

Если вам хочется получать наибольшую выручку, нужно следовать некоторым советам:

  • правильно выбирать место. Благо, что вы не ограничены в своих перемещениях;
  • следовать всем советам, которые будут давать вам представители компании;
  • следить за сервисом, правильно подбирать персонал;
  • следить за чистотой;
  • создавать свою базу данных клиентов.

О самых последних новостях и трендах бизнеса с франшизой можно прочитать

Конечно же, представители компании объяснят вам все до каждой детали. Все зависит от вашего выбора.

Отзывы:

Если вы хотите более полно представить себе, что представляет собой этот бизнес, то обязательно прочтите отзывы:

«Не так давно я начал отслеживать интересные франшизы в сфере фаст фуда. Казалось бы, ставишь одного работника и получаешь практически пассивный доход, время от времени принимая управленческие решения. В этом плане мне очень приглянулось предложение Фуд Трак. Можно продавать еду прямо из транспортного средства. Кроме того, начальный взнос не такой уж и большой по сравнению с конкурентами. За 6 месяцев я уже окупил затраты и уже остался в небольшом плюсе. Я понимаю, что в зимнее время покупателей будет поменьше, так как люди не смогут также гулять, но я надеюсь на лучшее».

«В сфере общепита я работаю уже достаточно давно. У меня было несколько кафешек, но, признаться честно, я не смог создать стремительно развивающийся бизнес. Именно поэтому было принято решение сотрудничать с теми, кто уже имеет опыт в этой области. Та же компания Фуд Трак мне сразу приглянулась. В первую очередь своим инновационным подходом в ведении бизнеса, колоссальным опытом. Сам фаст фуд на колесах весьма распространен в США, у нас эта ниша относительно свободна. Поэтому люди воспринимают мой бизнес как некую экзотику. В целом, по этой причине у меня удается достаточно хорошо держаться на плаву, постепенно отдавая долги за прошлые неудачи. Если дальше так пойдет, то я смогу окупиться и двигаться дальше».

Бизнес этот очень интересен — и наше издание расскажет вам, как им заняться.

Основа бизнеса — прицеп

В начале 90-х годов в российских городах незаметно исчезли многочисленные когда-то блинные, пельменные и закусочные. Но именно тогда появилась новая рыночная ниша для кафе на колесах, остававшаяся до кризиса 1998 года практически незанятой. В Москву в 1994 году пришла фирма «Маркон — Сити», владеющая сетью быстрого питания Steff, которая продавала жителям столицы фирменные хот-доги — до кризиса у нее практически не было конкурентов. Steff и по сей день остается самой крупной российской сетью, в ее состав входит 115 мобильных кафе. По мнению Евгения Кобзаря, возглавляющего Московскую ассоциацию предприятий быстрого питания, именно на примере этой сети-первооткрывательницы учились последователи, число которых все увеличивается.

Кстати, в этом году известная сеть «Крошка-картошка» обогнала Steff по оборотам.

Основа любого передвижного кафе — прицеп, оснащенный необходимыми аппаратами для приготовления пищи. Например, фургоны, привозимые Steff из-за рубежа, обходились ей в 25 тысяч долларов. С тех пор цена заметно упала: полный аналог того прицепа сейчас на российском рынке стоит 9 тысяч долларов. В России есть несколько ведущих фирм, которые поставляют такую продукцию. Во-первых, это легендарная орехово-зуевская компания «Тонар», которая вот уже 10 лет изготавливает различные модели прицепов. Легендарная она потому, что «Тонарами» зачастую зовут вообще любые прицепы, предназначенные для торговли, не подозревая, что это имя собственное. Название проникло даже в постановления властей различных городов, посвященные вопросам мелкорозничной торговли. К сожалению, ни одна модель «Тонара» не подходит напрямую для открытия мобильного кафе — прицепы фирмы требуют серьезного дооснащения. Зато эти прицепы — самые дешевые; стоят они 3-4 тысячи долларов. Второе предприятие — это белорусский завод «МАЗ-Купава», который имеет представительства в Москве и Санкт-Петербурге. Несколько моделей «Купавы» уже могут без доработки использоваться для торговли простейшими продуктами — такими, как, например, гриль и шаурма. Обойдется подобное кафе на колесах в пять-шесть тысяч долларов.

Еще один лидер в изготовлении прицепов для мобильных кафе, на котором можно завершить обзор этого рынка, — компания «Автохолод». Она делает около 70 разных модификаций кафе на базе прицепов «Купавы». Стоит продукция «Автохолода» от 5 до 12 тысяч долларов. А оснащением любых прицепов оборудованием для приготовления пищи занимается компания «Деловая Русь» .

Средняя стоимость прицепа для организации точки фаст-фуда составляет 10 тысяч долларов — по крайней мере, по такой залоговой стоимости прицепы предоставляются для открытия кафе по франчайзингу. На ваше средство производства вам придется отложить как минимум 5 тысяч долларов. Столько стоят простейшие модели, оснащенные только грилем, которые чаще всего используются для изготовления кур-гриль. По мнению Владимира Сорокина, владеющего тремя прицепами для торговли курами-гриль, именно эти кафе быстрее всего окупаются — и по причине дешевизны, и из-за популярности среди представителей низшей прослойки среднего класса, самой многочисленной, по крайней мере, в столице, категории покупателей.

Специалисты считают, что срок годности прицепа — 5-6 лет: именно через такое время интенсивная эксплуатация приводит к изнашиванию. Это свойство надо учитывать предпринимателям, по крайней мере тем, кто не планирует оставлять этот бизнес через пятилетку.

Ограничений на то, чем может торговать мобильное кафе, сейчас практически нет — прицеп без проблем оснастят всем необходимым для изготовления выпечки, пиццы, барбекю, блинов, картошки, пончиков, разнообразных национальных блюд. Получить представление о потенциальном разнообразии продукции можно, познакомившись с ассортиментом вышеупомянутой «Деловой Руси». Дело только в вашей фантазии. Правда, ни в коем случае нельзя упускать из виду и более прозаические основы успешности вашего будущего бизнеса, вроде технологичности продукции и возможности постоянно иметь под рукой полуфабрикаты.

Ограничений на продукцию нет, зато есть ограничения другого рода. О них нам рассказал Евгений Кобзарь, который является к тому же руководителем «Автохолода» — собственника сети прицепов «Пирожки из печи». Во-первых, мобильные кафе — это бизнес больших городов. В городе с населением 200 тысяч жителей, где у людей другой менталитет и где они могут запросто ходить обедать домой с работы, открывать кафе на колесах — занятие малоперспективное. В таких городах кафе могут приносить доход только в местах массового отдыха да на городских праздниках и, как правило, летом. Во-вторых, массовое распространение кафе, продающих кур-гриль, шаурму (или, по-питерски, шаверму) и хотдоги, имеет вполне прозаическое объяснение. Полуфабрикаты для изготовления описанной продукции можно легко приобрести и нет необходимости держать отдельную заготовительную базу. Более сложная продукция, вроде картошки с начинкой или блинов, требует организации своей производственной базы, которая будет окупаться только в случае открытия сети из 5-6 передвижных кафе.

Закон для фаст-фуда не писан

Третью проблему, самую большую, можно описать двумя словами — отношение властей. То, что для получения разрешения на право торговли нужно пройти 15 инстанций, а при попытке перебазирования этот круг надо будет повторить (что ставит под сомнение само понятие «мобильности» точки), тут вовсе не самое главное. По словам Евгения Кобзаря, свое отношение к прицепам «пиво-воды-сигареты» как к неизбежному временному злу, которое надо терпеть до организации нормального количества точек стационарной торговли, власти многих городов распространяют и на точки мобильного фастфуда. Подобное отношение сохраняется и в столице, несмотря на то, что передвижные кафе активно привлекаются для помощи в организации городских праздников: 9 мая, День города, праздники «МК» и Фестиваль пива.

Отсутствие нормативов организации деятельности мобильного фаст-фуда на федеральном уровне приводит к тому, что власти городов сами определяют политику в отношении кафе на колесах. Поэтому и ситуация меняется от города к городу. В Москве, например, действует около 30 постановлений, которые иногда просто противоречат друг другу. За последнее время в столице было несколько громких скандалов, связанных с мобильными точками. Так, в Северном округе префект потребовал вывозить «тонары» на ночь — именно так говорится в одном из постановлений.

Если бы префект добился своего, это означало бы, что торговцы были бы ввергнуты в значительные дополнительные расходы. Ведь «тонары» подключены к электросети и их надо было бы каждый день отключать (что случится при этом с продуктами из холодильников, представить несложно), владельцам пришлось бы нанимать шоферов, а отбуксированные прицепы надо было бы где-то хранить. К счастью, префект просто демонстрировал предпринимателям, кто в округе хозяин. В другом округе у владельцев кафе вдруг потребовали убирать территорию радиусом 30 метров вокруг прицепа. Таких случаев наверняка множество и в других городах.

По мнению специалистов Московской ассоциации предприятий быстрого питания, на данный момент развитию бизнеса мобильных кафе больше всего мешает неурегулированность вопроса с землей. Например, в столице владельцы кафе на колесах получают в Москомземе земельную декларацию и платят не арендную плату, а плату за использование земли. Разрешение дается на одинтри месяца. По прошествии этого срока никто из предпринимателей не застрахован от того, что его разрешение не продлят или точку куда-нибудь не передвинут.

Именно из-за такого подвешенного состояния, как считают эксперты, владельцы точек экономят на дополнительных вложениях в развитие бизнеса. К тому же, из-за отсутствия долгосрочных гарантий этим бизнесом трудно заинтересовать банки — даже быстроразвивающиеся сети не могут это осуществить.

Показательно и отношение федеральных властей. Уже приняты новые российские санитарные нормы, которые требуют от предприятий общественного питания подключения к городским системам канализации и водопровода, и никаких исключений для кафе на колесах не сделано. Санэпидемнадзор отсрочил пока введение в действие этих норм до февраля следующего года — за это время проблему надо решить. А пока городские власти Ярославля, к примеру, вообще запретили такой бизнес, как мобильные кафе, ссылаясь именно на эти санитарные нормы.

Хорошее кафе на колесах отличается повышенной проходимостью.

Наибольшее распространение этот бизнес получил пока в Москве. Здесь работают 3000 кафе на колесах, 300 из которых принадлежат различным сетям. Несмотря на такое количество точек, о серьезной конкуренции на этом рынке речи не идет и рентабельность его очень высока. Первоначальные инвестиции на открытие мобильной точки фаст-фуда составляют от 5 до 15 тысяч долларов (на организацию сети таких точек, затраты на порядок выше). Сюда входит приобретение оснащенного прицепа, покупка кассового аппарата, одноразовой посуды и полуфабрикатов. Окупается кафе на колесах через 6-8 месяцев, в зависимости от месторасположения в городе. Как рассказал Евгений Кобзарь, есть города, в которых мобильное кафе окупается именно за этот срок — так же, как и в столице. Это Нижний Новгород, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи. Хотя там покупательная способность несколько ниже, чем в Москве, это компенсируется повышенным интересом клиентов к передвижным кафе. Бизнес этот в регионах развивается достаточно бурно. Евгений Кобзарь, который руководит компанией «Автохолод», рассказывает, что предприниматели из городов России, которые начали этот бизнес 2-3 года назад, сейчас регулярно возвращаются для покупки все новых и новых прицепов-кафе.

Каждую точку профессионалы характеризуют двумя показателями — проходимостью (сколько покупателей прошло за день) и средним размером чека (средней стоимостью одной покупки). Не очень удачно расположенная точка обслуживает 50-60 покупателей в день, а средний размер чека составляет 15-25 рублей. Прибыльная точка обслуживает 200-300 клиентов (физический предел — 500 покупателей). Стоимость одной покупки в среднем составляет 50 рублей и ограничена 100 рублями даже в столице — из-за нынешней покупательной способности россиян.

Что касается сезонности, то январь и февраль не очень удачные месяцы для этого бизнеса (а в морозные дни выручка просто стремится к нулю). Всплески интереса к мобильным кафе происходят ранней весной и поздней осенью, на стыке холодного и теплого сезонов.